1. Цветовая модель.
Основная проблема многих макетов кроется в том, что их создают и сохраняют в RGB. Такой формат подходит лишь для просмотра с экранов различных устройств.
RGB – это аббревиатура, за которой скрываются три источника цвета: красный (R), зеленый (G) и синий (B). За счет изменения их соотношения яркости удается добиться других цветов. Допустим, максимальное значение для каждого цвета составляет 255 – на таком уровне сочетание всех трех компонентов дает белый, тогда как минимальное или 0 создает черный цвет. Получается, черный представляет собой не уровень свечения, а «выключение всех лампочек», если говорить метафорично.
Данная схема действует лишь при использовании электроники. Для работы с бумагой, аналогичными материалами и в процессе допечатной подготовки необходимо применять систему CMYK. В эту цветовую модель входят голубой (C), пурпурный (M), желтый (Y) и так называемый «ключевой» цвет (K). Обычно в качестве последнего выбирают черный.
Специалисты уверены, что лучше сразу приступать к работе над макетом в векторе, применяя цвета из системы CMYK. В противном случае есть вероятность на выходе получить сумму красок при заливке, в разы превышающую требуемые в норме объемы. В итоге полиграфическое изделие будет иметь неопрятный внешний вид, а на его высыхание потребуется значительно больше времени.
Еще одна тонкость, о которой необходимо помнить, – это цветовой профиль используемого типографией печатного оборудования. Данную информацию еще во время допечатной подготовки запрашивают у специалистов, чтобы понимать, как аппаратура воспринимает конкретные цвета.
2. Разрешение.
При данном показателе ниже 300 DPI, то есть 300 точек на дюйм, изображение смотрится плохо, в нем легко просматриваются пиксели. Все это негативно отражается на качестве печатного изделия. Тогда как любые значения, превышающие 300 DPI, человеческий глаз не воспринимает. Поэтому прежде чем сохранить макет, надо выбрать наиболее подходящее соотношение.
3. Шрифты.
Здесь речь идет не о типографике, а о наиболее простом этапе допечатной подготовки текста, который предполагает перевод в кривые. Перед пересылкой макета важно перегонять шрифты в кривые. Для этого в Adobe Illustrator используют инструмент «Преобразовать в контуры» или «Create Outlines».
4. Вылеты.
После завершения печати стопки листов с нанесенным изображением режут ножами, которым не всегда удается пройти ровно по меткам. В некоторых случаях отклонения бывают достаточно серьезными. Значит, при работе над макетом необходимо оставлять вылеты, то есть заступы за пределы печатных листов. Они позволяют избежать ситуации, при которой по краям изделия остаются белые фрагменты.
Это правило наиболее актуально для многостраничных изданий. Файл верстки делают в обрезном формате с учетом размеров вылетов. Допустим, если речь идет о листовке формата А4, до обрезки ее размеры составляют 220х307 мм. Иными словами, с каждой стороны предусматриваются вылеты по 5 мм.
5. Оверпринт.
Достаточно часто приходится сталкиваться с готовыми изданиями, где заметны белые зазоры на шрифтах. Обычно такой дефект связан с тем, что допечатная подготовка в полиграфии проведена некачественно, и решение этой проблемы просто не предусмотрели.
На самом деле, при работе с офсетом не так просто добиться правильного совмещения цветов. Наиболее уязвимы обычно бывают шрифты черного цвета. Избежать данного изъяна несложно – необходимо печатать черный поверх остальных цветов, без вырубки. В итоге получается оттенок, на который осуществлялось наложение, но текст смотрится лучше, чем при наличии белой рамки.
6. Эффекты.
В случае использования разных уровней прозрачности многослойных векторных изображений, сложных теней и других эффектов высока вероятность получить результат, далекий от желаемого. Поэтому рекомендуется отправлять макет в растре (BMP, GIF, PNG) или сохранять в TIFF. Благодаря грамотному выбору формата во время допечатной подготовки дизайнер может значительно упростить работу полиграфистов.
7. Черный.
Черный цвет смотрится отлично в RGB, но бумага имеет свойство поглощать краску. Также нужно понимать, что сама краска обладает определенным уровнем прозрачности. В результате оттиск оказывается не черным, а серым.
Чтобы избежать подобного недоразумения, важно использовать составной черный. В него входит такое соотношение цветов:
- С: 60;
- М: 60;
- Y: 60;
- K: 100.
Правда, данный метод не подходит для изображения мелких объектов и шрифтов. Та как в процессе печати лист может сдвигаться, из-за чего у напечатанных букв будет голубой и пурпурный контур.
8. Серый.
Все, что получается серым на полиграфическом изделии, смотрится достаточно плохо. Но и тут есть решение.
Способов два:
- использовать градации черного со значениями СMYK: 0/0/0/50;
- собирать цвет из значений – СMYK: 47/37/37/0.
Первый вариант надежнее. Но если речь идет о сложных ситуациях, например, требуется оттенок «Warm Gray», выбирают пятый цвет из палитры Pantone.
9. Цветопроба.
При помощи цветопробы и пробников распечатки удается решить большинство проблем, которые могут возникнуть при изготовлении тиража. Не нужно думать о том, что цветопроба влечет за собой дополнительные расходы, а ваш бюджет ограничен. Практика показывает, лучше потратить средства на пробник и такую допечатную подготовку, если вам требуется печать более чем одного экземпляра.
Хорошие типографии приступают к работе лишь после того, как клиент подписал цветопробы и прототип издания. Благодаря данному этапу клиент еще до начала печати заказа точно понимает, какой результат его ждет.
10. Многостраничка.
С точки зрения полиграфистов, это самый проблемный вариант изделий. Дело в том, что при сборке листов в тетради или фальцовке возникает множество проблем, если заранее не была грамотно проведена допечатная подготовка.
Чаще всего приходится сталкиваться с несовпадением левой и правой страниц разворота. Еще одна сложность связана с размещением фотографии, которая переходит с одной части разворота на другую – такое можно встретить даже в дорогом глянце. Тогда появляются трудности при порезке и сборке. Чтобы упростить задачу себе и типографии, стоит отказаться от подобных разворотов в журнале или книге. Ведь сложно быть заранее уверенным, что оборудование и сотрудники предприятия идеально справятся с задачей.
Не избежать проблем и при заливке одним цветом. В подобном случае необходимо использовать цвета из палитры Pantone. Это будет стоить дороже, но зато вы точно будете довольны результатом. Полоски, подтеки и другие дефекты являются признаком проблем с техникой или недостаточного опыта исполнителя. Иногда цветопроба позволяет вовремя отказаться от услуг типографии и передать заказ другой фирме.
Описанные работы предшествуют непосредственному изготовлению полиграфической продукции. Конечно, это далеко не вся допечатная подготовка изображения и макета, но благодаря данному краткому экскурсу заказчик защищает себя от большинства рисков столкнуться с проблемами.